Увеличение налёта для пилотов и бортпроводников: что ждет авиацию России?
Министерство транспорта Российской Федерации представило проект приказа, который предполагает увеличение максимальной нормы налёта для лётного состава. Настоящее изменение касается как пилотов, так и бортпроводников. Согласно новой инициативе, месячная норма времени в воздухе увеличится с 80 до 90 часов. Об этом сообщает издание «Известия». Подобное решение обосновано необходимостью повышения производительности труда в авиакомпаниях.
Мнение профсоюзов
Однако профсоюзы выражают сомнения по поводу такой инициативы. Они поднимают вопросы о возможной накопленной усталости экипажей и связанной с этим вероятности авиационных инцидентов. В Минтрансе отметили, что разработка приказа осуществляется на фоне реализации Федерального закона № 289-ФЗ, касающегося изменения Воздушного кодекса страны. Предложенные изменения могут вступить в силу уже в сентябре текущего года после окончательного одобрения.
В документе прописаны новые лимиты полетной активности - не более 90 часов за месяц или же 270 часов за квартал соответствуют продолжительности работы экипажа при условии соблюдения правил безопасности и здоровья работников авиасферы. На данный момент действующие нормы позволяют выполнять лишь 80 часов налета ежемесячно и максимум 800 часов за год.
Последствия увеличения нагрузки
Вице-президент Профсоюза лётного состава Олег Приходько отметил негативные последствия от увеличенной нагрузки — это приведет к необходимости меньшечисленного привлечения специалистов при повышении интенсивности рейсов. По мнению экспертов, эффект от изменений будет особенно заметен на коротких маршрутах, где фактический график работы может составлять всего один выходной день в неделю у пилотов.
Согласно информации от профсоюза летчиков, даже сейчас возможно увеличение рабочего времени до предела – но только при согласии самих работников через дополнительное соглашение с работодателем. Непредоставление проведения научных исследований для подтверждения возможности такого роста нагрузки вызывает опасения у представителей Профсоюза; они считают подобные шаги противоречащими рекомендациям Международной организации гражданской авиации.
Предложения по корректировке
Тем временем президент данного профсоюза Мирослав Бойчук сообщил о внесении предложений по корректировке нового приказа в Минтранс с целью сохранить существующие правила относительно максимального налёта для членов экипажа без ухудшения их рабочих условий.
Интересно отметить, что анонимный источник издания указал на то, что свыше 90% членов команд «Аэрофлота» уже находились на грани новых норм давления — выполнение около девяносто часов стало стандартом жизни многих сотрудников этой компании. Авиаперевозчик «Победа» демонстрирует еще более высокие цифры среди своих кадров — почти все пилоты выполняют заданную нагрузку.
Обоснование пересмотра нормативов
Представители пресс-службы «Аэрофлота» объяснили необходимость пересмотра нормативов желанием повысить производительность труда своего персонала наряду с улучшением финансового положения работников линии обслуживания пассажиров воздуха. Компания действует исходя из опыта своей операционной деятельности.
На текущий момент решение об изменении норм пока остается открытым вопросом; оно обсуждается непосредственно между различными участниками индустрии – компаниями-перевозчиками, трудовыми союзами и Министерством труда РФ.
По данным Росавиации становится очевидным накал ситуации со здоровьем пилотируемого состава: начиная с начала этого года зарегистрировано два случая потери сознания во время выполнения полномочий – такие инциденты также подчеркивают важность учета работоспособности команды воздушных перевозок перед введением любых новых регуляций.