Турагентства обеспокоены рекламой кешбэка от ВТБ на Яндекс.Картах
На днях турагенты заметили, что в их профилях на Яндекс.Картах появилась реклама кешбэка от банка ВТБ. Когда туристы ищут информацию о конкретной турфирме через мобильное устройство, они сталкиваются с предложением воспользоваться услугами Яндекс.Путешествий и получить 12% кешбэка при оплате картой этого банка. У пользователей стационарных компьютеров или ноутбуков такой рекламы не наблюдается.
Обсуждение ситуации
Обсуждение данной ситуации активно набирает обороты в социальных сетях и профессиональных чатах. Недовольство среди турагентов растет – высказываются мнения о том, что такая «коллаборация» выглядит как попытка захвата клиентской базы независимых компаний. Один из представителей отрасли отметил: «Вот это коллаборация! Воровать клиентов теперь норма?». Другие добавляют критические замечания по поводу настроек рекламной кампании, указывая на то, что она организована за счет самих агентов.
Некоторые участники обсуждения делятся ответами службы поддержки Яндекса, которые содержат информацию о том, что данная акция инициирована банком ВТБ и применяется лишь для определенной группы владельцев карт. Сообщается также, что банк самостоятельно выбирает организации для размещения своей рекламы.
Масштаб воздействия
Множество агентств различного размера – от крупных до малых – обнаружили рекламу кешбэка в своих карточках на платформе. На фоне такого масштабного воздействия некоторые комментаторы сравнивают ситуацию с ковровым покрытием и планом захвата клиентуры независимых предприятий туристической сферы.
Пользователи соцсетей призывают коллег объединиться и отправить коллективные жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). По мнению экспертов-юристов ситуация свидетельствует об использовании доминирующего положения цифровыми платформами для продвижения собственных интересов за счет более мелких игроков рынка. Это может вызвать серьезные правовые вопросы относительно соблюдения антимонопольного законодательства.
Мнение экспертов
Вадим Погорелов, руководитель юридического отдела компании «Юристы для турбизнеса "Байбородин и партнеры"», подчеркивает наличие потенциально вводящей в заблуждение информации для потребителей: случаи перенаправления клиентов с страниц турагентств к объявленным сервисам могут создавать иллюзию того, что именно эти компании предоставляют возможность получения кешбэка. Он настоятельно рекомендует обратить внимание ФАС на эту проблему.
Кроме того, портал направил запросы как представителям банка ВТБ так и самой системе Яндекс с просьбой дать разъяснение текущей ситуации касательно рекламы кешбэков на платформах компании.