Сокращение бюджета на авиационное производство в России: что дальше?
Федеральный проект по производству самолетов и вертолетов в Российской Федерации столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. В этом году правительство страны уменьшило финансирование на 25%. Объем сокращений составил значительные 22,4 млрд рублей из общего запланированного бюджета в 101,2 млрд рублей. Информация об изменениях появилась благодаря материалам делового издания «Коммерсантъ».
Влияние на лизинговые субсидии
Наиболее ощутимо изменения затронули лизинговые субсидии. Эти выплаты предназначены для компенсации авиаперевозчикам процентных ставок по кредитам и затрат на обслуживание воздушных судов. Такого рода меры приняты ввиду изменений в графике поставок новых самолётов, которые ожидаются от отечественных производителей.
Причины сокращения бюджета
Одним из факторов столь резкого сокращения стало отсутствие необходимых самолетов для выполнения обязательств перед перевозчиками — «нет самолетов — нет потребности». Это значит, что если новые модели не поступают вовремя, то и необходимость компенсировать расходы перевозчиков также отпадает. При этом депутаты Госдумы выразили обеспокоенность тем, что урезание бюджетных средств может привести к задержкам в выпуске отечественных лайнеров.
Позиция государственных компаний
Несмотря на эти тревожные известия, представители крупных государственных компаний подтвердили неизменность своих планов. Например, «Ростех» и ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) уверяют общественность о том, что сроки начала поставок таких моделей как SJ-100 и МС-21 остаются прежними — они должны стартовать уже в 2025 году.
Мнение экспертов
Генеральный директор компании «Авиасистем» Дмитрий Хоружик считает важным отметить, что снижение финансирования не обязательно скажется на сроках реализации программ по производству новых авиалайнеров. Однако он акцентировал внимание на необходимости завершения работы над импортозамещением комплектующих для этих машин. Хоружик подчеркнул важность этой задачи: без успешной замены иностранных компонентов прорыв в российском авиастроении будет невозможен.
Финансовые результаты ОАК
Кроме того стоит упомянуть ухудшающиеся финансовые результаты Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По данным за первый квартал 2024 года компания зафиксировала чистый убыток размером до 2,95 млрд рублей; показатели увеличились более чем втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Объединенная авиастроительная корпорация отвечает за реализацию ключевых проектов российского авиационного сектора среди которых можно выделить SJ-100, МС-21 и Ту-214 – поэтому её стабильность имеет критическое значение для всей отрасли народного хозяйства страны.