Российские авиакомпании смогут арендовать самолеты у иностранных перевозчиков

Российские авиакомпании смогут арендовать самолеты у иностранных перевозчиков

Государственная Дума России одобрила во втором и третьем чтениях законопроект, позволяющий российским авиаперевозчикам арендовать воздушные суда вместе с экипажами у зарубежных компаний. Об этом сообщила «Российская газета». Внесенные изменения касаются Воздушного кодекса Российской Федерации. Некоторые эксперты сомневаются в желании иностранных операторов сдавать свои самолеты в аренду российским компаниям, учитывая текущие санкции и общий дефицит авиационного флота.

Депутаты уверены, что новый закон позволит увеличить парк самолетов отечественных авиакомпаний и снизить их операционные расходы. Изначально данный проект был представлен в Госдуму еще в ноябре 2022 года, а к апрелю 2023 года документ значительно доработали. Первый этап его рассмотрения прошел успешно в январе этого года. После первого чтения была предложена 11 поправок, которые также нашли отражение в окончательном варианте документа после необходимых экспертиз.

Изменения в законодательстве

Согласно новым поправкам, из статьи 104.1 Воздушного кодекса убрали слово «внутренних», что подразумевает возможность использования мокрого лизинга для международных полетов. Также уточнены требования по оформлению сертификатов летной годности для гражданских судов. Авиасуда на условиях мокрого лизинга могут осуществлять международные перевозки только при наличии соответствующего разрешения от Минтранса России.

Кроме того, важно отметить изменение законодательства о договорах аренды воздушных транспортных средств с экипажем между российскими эксплуатантами и иностранными партнерами — они должны подчиняться как национальному законодательству участвующих сторон сделки, так и нормам международного права РФ.

Ситуация на рынке

Ранее аналогичный формат аренды стал доступен лишь с сентября 2024 года для внутренних рейсов внутри страны. По словам Дмитрия Гориная из Российского союза туристической индустрии (РСТ), некоторые компании уже применяют мокрый лизинг внутри России — это стало возможным благодаря первому успешному проекту между такими игроками рынка как «Аэрофлот» и IFly.

Тем не менее существует сложность поиска свободных самолетов для проведения таких операций среди общего глобального дефицита оборудования на фоне растущего спроса на туристические перелеты и активной конкуренции со стороны других стран.

Эксперт Олег Пантелеев отметил влияние санкций Европейского Союза на ситуацию — многие западные авиакомпании рискуют попасть под вторичные ограничения за сотрудничество с Россией даже в рамках мокрого лизинга или каботажа — перевозок внутри стране другими перевозчиками.

Вопрос о том, кто способен предоставить свои самолеты на рынок России сегодня остается открытым: существуют опасения среди игроков рынка об ограничениях из-за существующих запретов к полетам над территорией многих стран Европы. Совместное использование схем обхода санкций может быть возможно через определенные пути поставки авиатехники от более смелых партнеров либо созданием новых компаний специально для этой цели; иногда такие примеры наблюдаются между странами с низким уровнем соблюдения международных норм.

Эта ситуация вызывает необходимость серьезного анализа эффективности подобного взаимодействия во время нестабильности перераспределений грузовых потоков товаров одновременно сферами дистрибьюции билетов на внутренние направления.

Места, упомянутые в статье