Авиаперелеты в России под угрозой: как ограничения аэропортов влияют на стоимость билетов

Авиаперелеты в России под угрозой: как ограничения аэропортов влияют на стоимость билетов

Май 2025 года принес новые вызовы для российской авиационной отрасли. Временные запреты на работу нескольких ключевых аэропортов, расположенных в центральной части страны, и последующие отмены рейсов вновь подняли вопрос о возможном увеличении цен на авиабилеты. Алексей Тузов, независимый специалист по транспортным вопросам, прокомментировал влияние этих событий на тарифы перевозчиков.

Временные ограничения в аэропортах

В последнее время временные ограничения в российских аэропортах становятся всё более частыми. Коллапс начался перед празднованием Дня Победы 9 мая 2025 года — тогда впервые были введены масштабные меры ограничения работы столичных воздушных ворот, включая Шереметьево, Внуково, Домодедово и Жуковский с 6 по 7 мая. Это обернулось массовыми отменами и задержками рейсов, а также перенаправлениями самолетов на запасные аэродромы. Проблемы не ушли даже после праздников.

Влияние атак беспилотников

Нарастание атак беспилотников в Центральном федеральном округе создаёт предпосылки для регулярного введения подобных мер ограничений. Для авиакомпаний это означает необходимость пересмотра маршрутов и переброску экипажей с наземным персоналом. Возникающие затраты могут быть покрыты за счёт имеющегося резерва только краткосрочно; при повторяющихся инцидентах они обязательно отразятся на стоимости билетов.

Сокращение международных рейсов

Ситуация усугубляется сокращением международных рейсов со стороны иностранных перевозчиков. Например, компания AlMasria Universal Airlines урезала почти треть своих полётов в Россию; Tajik Air и Uzbekistan Airways уменьшили количество вылетов из региональных аэропортов до минимума; Turkmenistan Airlines прервала рейсы из Ашхабада в Москву всего через несколько недель после их возобновления ввиду нестабильности спроса.

Снижение конкуренции

Эти изменения приводят к снижению конкуренции среди оставшихся игроков рынка международных перевозок — у них появляется возможность повышать цены особенно во время пикового сезона спроса. Пассажирам придётся выбирать менее удобные маршруты с пересадками или же вовсе отказаться от прямых перелётов.

Отмена рейсов Turkish Airlines

На фоне этих тенденций Turkish Airlines приняла решение отменить ряд рейсов между турецкими курортами и Россией начиная с 26 мая этого года — речь идет о десятках отменённых вылетов как из столицы России, так и Санкт-Петербурга. Множество пассажиров столкнулись со сложностями при ожидании обновлений информации о статусе своих перелётов.

Восстановление операций

Несмотря на все эти сложности, некоторые иностранные авиакомпании восстанавливают свои операции внутри России: например, напрямую начали летать El Al между Тель-Авивом и Москвой или Vietnam Airlines по маршруту Ханой-Москва (после трёхлетнего перерыва). На конец весны текущего года доля иностранцев занимала около 40% российского рынка международных предложений — это выше исторического уровня согласно данным за предыдущий год.

Формирование цен на билеты

Авиакомпании формируют цену билета не только исходя из прямых затрат — топлива или зарплат рабочих — но также включают оценку рисков, связанных с политической ситуацией либо операционными сбоями системы логистики. Снижающееся количество прямых рейсов может означать заметный рост цен сразу же для российских туристов. Domestic passengers смогут ощутимо потратиться, если будут вынуждены пользоваться альтернативными маршрутами.

Прогнозы на будущее

Тем временем прогнозируется подорожание билетов ещё минимум на 15% к середине лета следующего года по сравнению с аналогичными тарифами летом прошлого (особенно заметно ситуация станет ощутимой именно в июле-августе). Также стоит отметить, что законопроект закрепляет обязанность всех отечественных операторов предлагать скидку до половины стоимости детям возрастом от двух до двенадцати лет.

Заключение

Если текущая динамика сохраняется – частые вложения новых привычек противодействия нападениям БПЛА требуют дополнительного резервирования средств, где было бы разумнее заложить соответственные комиссионные доплаты. Каждая отдельная компания тоже должна учитывать такие обстоятельства, когда речь идёт о ценообразовании.

Подводя итог, можно сказать, что ожидается значительное увеличение средних сумм, необходимых для оплаты путёвок дальним поездкам, вне зависимости от времени вылета, что вызывает серьёзную озабоченность у путешествующих людей, учитывая растущий уровень неопределённости как внутреннего характера, так хотя бы внешнеполитических факторов, которые уже начинают сказаться прямо сейчас!